Свет, раскрывающий смыслы архитектуры: необычная экскурсия прошла в Спасо-Евфимиевом монастыре Суздаля
3 ноября в Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале прошла интерактивная экскурсия «Свет, раскрывающий смыслы архитектуры», организованная Государственным Владимиро-Суздальским музеем-заповедником совместно с проектом «Лаборатория света» в рамках Всероссийской акции «Ночь искусств».
Это был нестандартный формат проведения мероприятия, в ходе которого светодизайнер, кандидат архитектуры, автор ранее упомянутого образовательного проекта, доцент Московского архитектурного института (МАрхИ) Анастасия Приходько продемонстрировала собственное прочтение пространства через свет, рассказала о подходах к освещению исторической архитектуры, заточенных на поиск скрытых смыслов.
Участники погрузились в историю древней обители и смогли почувствовать себя светодизайнерами: с помощью выданных осветительных приборов они намечали ракурсы и меняли оттенки света. Это позволило понять, что создание световой композиции – увлекательная, но непростая задача.
Одним из объектов экскурсии стала входная группа монастыря, визитной карточкой которой является Благовещенская надвратная церковь XVI–XVII веков постройки. Анастасия Приходько обратила внимание экскурсантов на целостность освещения архитектуры, ландшафта, пешеходной зоны, которая в совокупности создает вечерний ансамбль, разработанный в рамках светового десанта «Суздаль: силуэты».
Какие смыслы здесь спрятаны?
На главном фасаде церкви возвышается икона Благовещение. Цветовая гамма иконы необычна для этого сюжета и передает скрытый драматизм сюжета: Архангел облачен в алые одеяния, а его спиной простирается архитектура того же цвета, как символ крови Спасителя, пролитой за людей. Свет акцентирует икону и выводит ее колористику за пределы здания. Плоды яблони, растущей со стороны изображения Архангела, выделяются на фоне темноты красным. Оттенок цветного света подобран таким образом, чтобы обратить внимание зрителя именно на этот цвет. Мария, принимая весть, облачена в темные одеяния, символизирующие ее смирение. Поэтому ветви неплодородного дерева, посаженного с ее стороны, читаются на контражуре так, словно оно тоже скорбит. Чтобы связать воедино композицию, тени от деревьев были отброшены на икону, создавая дополнительные визуальные акценты и усиливая эмоциональное воздействие сцены.
Вторым объектом для рассмотрения стал мемориальный комплекс Дмитрия Пожарского, отличительной архитектурной чертой которого является резной фасад. Задача, стоящая перед участниками, заключалась в том, чтобы понять, как на практике работает прием под названием «грэйзинг» (скользящий свет), когда светильник располагается максимально близко к объекту, и за счет этого обнажается фактура фасада. Также был проведен эксперимент с цветным светом: желающие самостоятельно подбирали сложные пастельные оттенки для освещения мемориального комплекса.
Проект «Лаборатория света» продолжит проведение аналогичных экскурсий в Москве и других городах, чтобы каждый интересующийся смог понять, что освещение – это особый вид искусства, способный раскрыть гений места.
Источник: Elec.ru