Свет и архитектура: как освещение влияет на облик городов
30 октября в Томском государственном архитектурно-строительном университете (ТГАСУ) прошла открытая лекция «Свет, преображающий пространство города», спикером которой стала светодизайнер, кандидат архитектуры, автор образовательного проекта «Лаборатория света», доцент Московского архитектурного института (МАрхИ) Анастасия Приходько. Лекция была посвящена влиянию художественного освещения на восприятие пространства городов жителями и их гостями.
Свет – это очень важный и сильный инструмент, который трансформирует наше пространство, это искусство, влияющее на нас ежедневно. И если человек может ограничить себя во многих аспектах: не слушать музыку, не смотреть телевизор, не ходить в музей, – то от света ему никуда не уйти.
Большую роль освещение играет в самоидентификации городов. Чтобы в темное время суток сделать какой-то город узнаваемым, нужно обозначить его самые выразительные и известные здания, архитектурные формы и пространства. В качестве примера Анастасия Приходько продемонстрировала фотографии Рио-Де-Жанейро и Рима во время проведения акции «Час земли», когда во всем мире на 60 минут выключается свет с целью стимулирования интереса к проблеме изменения климата, светового загрязнения и другим экологическим темам. На фотографиях видно, как пропадает световая доминанта, и города становятся неузнаваемыми.
При этом для самоидентификации города недостаточно осветить какое-то известное здание. Важно с помощью света передать специфику, пластику и образ объекта.
Чтобы добиться узнаваемости, привлекательности и объема объекта, необходимо понять, что он рассказывает, какая в нем специфика и особенность. Но как это сделать, когда объектом проектирования становится не отдельное здание, а целый город?
«Сейчас есть тенденция проектировать свет в городах, создавать световой мастер-план, ночную стратегию, когда на несколько лет вперед проектируется все: архитектурное, парковое, дорожное освещение. Архитекторы давно используют один интересный прием: соучастное проектирование, когда к проекту привлекаются жители городов, администрация, люди искусства. Конечно, такие ситуации касаются не всего светового генплана, а конкретных локаций», – пояснила Анастасия Приходько.
Например, в одном из городов Великобритании есть небольшой мост, под которым располагается пешеходный переход. Жители обходили это место стороной, так как боялись его из-за недостаточной освещенности. Для того, чтобы исправить эту ситуацию, была привлечена инициативная группа. Студенты и школьники пофантазировали, и нарисовали в туннеле панорамы города. К проекту подключились светодизайнеры, создав проекцию звезд на потолке и некой реки и полу. С помощью такого приема проходящий под мостом человек будто плывет по реке, рассматривая панорамы города.
Еще одно интересное решение придумали в Мальме (Швеция). Для преображения отдельной локации города светодизайнер Йохан Мориц придумал фотобудку, в которой человек фотографируется, после чего его фотография проецируется на здание и какое-то время там отображается.
Также в пригороде Стокгольма светодизайн помог поднять продажи квартир в новом жилом районе. Из-за однотипной застройки, а также не совсем удачного расположения домов на холмистой местности, квартиры крайне плохо раскупались. Кроме того, покупателей отталкивала и высокая лестница во дворе. Светодизайнер осветил лестницу, сделав ее неким арт-объектом и фишкой района, что привлекло не только покупателей, но и любопытных жителей и гостей города. Автор идеи назвал свою инсталляцию «Добро пожаловать домой».
В завершение лекции Анастасия Приходько предложила ее участникам подумать над тем, что особенного есть в Томске, что могло бы стать изюминкой города, и как это можно было бы выразить с помощью средств архитектурного художественного освещения.
Источник: Elec.ru