Преображение храма Александра Невского: как устроено архитектурное освещение исторического здания
В архитектуре храмов освещение играет одну из важнейших ролей, являясь не только функциональным элементом, но и мощным средством художественной выразительности. Оно способно подчеркнуть духовную значимость сооружения, выделить его среди окружающего пространства, а также обратить внимание на культурные, религиозные и эстетические ценности разных эпох.
Одним из новых объектов, который совсем недавно получил архитектурное освещение, стал храм благоверного князя Александра Невского при бывшем Комиссаровом училище Москвы, расположенный в Благовещенском переулке. Автор проекта – кандидат архитектуры, светодизайнер, автор образовательного проекта «Лаборатория света» Анастасия Приходько.
Храм благоверного князя Александра Невского был сооружен как домовая церковь при ремесленной школе, созданной в 1865 году. Через год, после покушения на императора Александра II, школа стала называться Комиссаровской по имени О.И. Комиссарова, спасшего Государя от террориста Каракозова. В 1870 году она была преобразована в училище, и стала одним из лучших технических учебных заведений России. В 1871 году архитекторами К.В. Гриневским и П.С. Кампиони к зданию была пристроена домовая церковь. Несмотря на простую кубическую форму, сооружение получило выразительный образ за счет сильно выступающих высоких апсид жертвенника, дьяконника и основного алтаря. Четырехскатную кровлю венчал глухой барабан с небольшой шлемовидной главкой, которая являлась зрительной доминантой всего архитектурного ансамбля. Освящал храм митрополит Московский Иннокентий во имя святого благоверного князя Александра Невского. В мае 1920 года храм был закрыт и разорен. В постсоветское время он долго ремонтировался. С 2002 пребывал в статусе Патриаршего подворья, а вновь освятили его только весной 2015 года.
Несмотря на небольшие размеры храма, данное строение – это объект культурного наследия регионального значения, занимающий особое место в истории Москвы.
Особенностью здания является его градостроительное положение – оно располагается в узком переулке, и с близкого расстояния всегда раскрывается фрагментарно или в резкой перспективе. Поэтому при разработке проекта архитектурно-художественного освещения большое внимание уделялось обеспечению образной выразительности и цельности восприятия храма как с дальних, так и с ближних видовых точек, камерности и деталировке. Строительно-монтажные работы велись долго и только ночью, чтобы не затруднять движение транспорта в переулке с односторонним движением.
«Любой объект культурного наследия имеет так называемый предмет охраны (ПО) – это перечень элементов, говорящий о его ценности и придающий ему статус. Это могут быть окна, лепнина, двери, планировка и другие особенности здания. Одним из ПО этого объекта является его силуэт и венчающая главка с крестом, поэтому мы обязательно должны были выделить и крест, и купол так, чтобы они были заметны издалека, – рассказала Анастасия Приходько в беседе с нашим корреспондентом. – Для визуального обозначения купола мы обычно используем узко-направленное заливающее освещение. Но здесь никаких опор, подходящих для этой задачи, не было. Было принято решение сделать индивидуальные Г-образные кронштейны с выносом до 1 метра и установить на них серию светильников. Конструкция получилась громоздкая, обычно такое избегают применять для объектов культурного наследия. Но в нашем случае, благодаря ограниченности видовых точек, мы «спрятали» ее на боковых стенах храма, которые практически ниоткуда не просматриваются. Таким образом, мы использовали уникальность градостроительного положения себе во благо».
Учитывалась также и визуальная связь освещенного здания с другими объектами, имеющими архитектурное освещение, особенно с той частью, где располагалось училище. Работа велась деликатно, использовался приглушенный теплый свет от маломощных светильников, чтобы не разрывалась цельность архитектурных объемов.
«Особенностью храма является его чистая кубическая форма, поэтому мы обозначили светом грани основного объема. Также выделили пилястры, нижний ярус и окна, а центральная часть апсиды наоборот была оставлена в тени», – прокомментировала автор проекта.
Свет акцентирует главную мозаичную икону храма, изображающую Святого Александра Невского. С дальней ключевой видовой точки она находится на одной визуальной оси с венчающими храм барабаном, главкой, крестом. Вместе они образуют единую световую вертикаль. Здесь была применена конструкция с использованием двух осветительных приборов с различной оптикой: один равномерно заливает плоскость мозаики, а второй очерчивает пластику арочной ниши, в которой находится икона.
«Важно окрашивать не только корпуса светильников в цвет фасада, но и кронштейны, кабель-каналы, антислепящие аксессуары – все, что видно днем, – обратила внимание Анастасия Приходько в заключение беседы. – Например, под белым карнизом начинается желтая стена и осветительные приборы были покрашены в желтый, потому что именно в этом цвете они станут на ее фоне незаметными. Здесь даже кабель-канал был окрашен соответствующим образом: пока линия идет по желтому участку – он желтый, а как только заворачивается на архитектурный элемент – красим в белый».
Такой же прием был использован Анастасией Приходько и в другом ее проекте при реализации освещения особняка в Замоскворечье, где располагается музей-квартира Г.М. Кржижановского, о котором мы писали ранее.
Источник: Elec.ru