Основные трудности, возникающие при реализации задач наружного освещения, и способы их преодоления
Наружное освещение – важный элемент городской инфраструктуры, который обеспечивает безопасность и комфорт жителей и гостей города. Однако при его реализации могут возникать различные проблемы. Технический консультант Ассоциации производителей светодиодов и систем на их основе (АПСС) Станислав Лермонтов в рамках конференции «CityLight-2024» рассказал о наиболее частых проблемах при реализации задач наружного освещения и о том, как их можно решить.
Проблема №1: заказчик покупает не то, что ему действительно нужно
Самыми распространенными проблемами, связанными с закупкой осветительных приборов, являются:
- Низкая компетенция заказчика: привычка подбирать светильники по мощности, а не по фотометрическим характеристикам, незнание обязательных требований.
- Заказчику в большинстве случаев неинтересно то, какие параметры световой среды на улице будут установлены и как произвести светотехнический расчет. Главное для него, чтобы все красиво смотрелось.
- Невозможность достаточного описания фотометрических характеристик в ТЗ.
- Поставка контрафакта, использование чужих реестровых номеров.
Как пояснил докладчик, в следующем году должна появиться маркировка для светотехнической продукции, которая поможет идентифицировать оборудование. Также должен быть утвержден еще один инструмент – цифровой паспорт на промышленную продукцию, где будут перечислены характеристики и состав для российского светильника, причем эти сведения станут юридически значимыми.
В случае возникновения проблем при выборе светильников Станислав Лермонтов порекомендовал обращаться к специалистам светотехнических компаний. Они помогут подобрать подходящее оборудование и избежать ошибок. В связи с этим возможен следующий алгоритм действий:
- Заказчик формирует технические требования и проводит конкурс на выбор светотехнической компании.
- Светотехническая компания разрабатывает техническое задание на проектирование и светотехнический расчет, а также ТЗ на оборудование.
- На основании этого заказчик и светотехническая компания пишут конкурс на поставку оборудования с критериями: выполнение целевых параметров и соответствие требованиям ТЗ.
- Заказчик и светотехническая компания выбирают оборудование и осуществляют его приемку.
Проблема №2: опасность энергосервисных контрактов
Единовременная замена светильников по энергосервисному контракту может привести к массовому выходу оборудования из строя после окончания его срока службы. Чтобы этого избежать, необходимо закупать и монтировать оборудование поэтапно.
Проблема №3: проблема национального режима
В России существует опасность исчезновения российского светодиода и, как следствие, отечественного светильника. Решить эту проблему можно с помощью развития локализации производства и контроля реестра Минпромторга отраслевыми экспертами.
Проблема №4: проблема нормирования ослепленности и светового загрязнения
При установке светильника не в горизонтальное положение понятие типа светораспределения теряет смысл. Также отсутствует методика определения «направления водителей». Решение может найтись в адаптации следующих методик:
- IES LM-35-20 – стандарта, который обеспечивает метод для единообразия в измерении и представлении оптических характеристик прожекторов и подобных светильников, имеющих общий угол поля больше или равный 10 градусам в любом поперечном сечении;
- IESNA TM-15-07 – системе классификации наружных светильников. Документ определяет одну из метрик для оценки оптического распределения светильника, в том числе потенциала светового загрязнения и навязчивого света.
Таким образом, решение проблем, связанных с наружным освещением, требует комплексного подхода и взаимодействия между заказчиками, светотехническими компаниями и государственными органами.
Источник: Elec.ru