Архитектурное освещение объекта культурного наследия музея Г.М. Кржижановского: создание исторического образа
Сегодня многие города России уделяют большое внимание вопросу архитектурного освещения. Например, в Москве сформирована единая светоцветовая концепция города, в рамках которой разрабатываются все новые решения. Летом 2024 года было спроектировано, а в конце осени реализовано освещение особняка в Замоскворечье, где располагается музей-квартира Г.М. Кржижановского. Здание является объектом культурного наследия регионального значения. Автором проекта выступила кандидат архитектуры, светодизайнер, автор образовательного проекта «Лаборатория света» Анастасия Приходько.
Историческая справка: Особняк, в котором расположена квартира Г.М. Кржижановского, относится к архитектуре русского классицизма первой трети XIX века. Здание принадлежало купеческой династии Варыхановых, владевшей кожевенными заводами. В 1913 году особняк был продан московской Конторе российско-немецкого акционерного «Общества электрического освещения 1886 года» фирмы «Сименс и Гальске», где работал уже известный в то время инженер-электротехник Глеб Максимилианович Кржижановский. С 1919 по 1973 годы на втором этаже в квартире № 4 жила семья Кржижановских. Именно в ней разрабатывался и бурно обсуждался план ГОЭЛРО, здесь часто бывали В. И. Ульянов-Ленин, Н. К. Крупская, государственные и общественные деятели, многие писатели и музыканты. Глеб Максимилианович неоднократно высказывался о том, чтобы сохранить эту квартиру «в виде некоторой ценности: здесь был написан весь план ГОЭЛРО». Сегодня здание является Музеем-квартирой Г. М. Кржижановского и открыто к посещению.
В некоторой степени можно сказать, что именно здесь творилась история, ставшая трамплином для современных супер-возможностей в светотехнической отрасли. Поэтому к задаче осветить дом Кржижановского нужно было подойти максимально ответственно.
«Определенную сложность представляла асимметрия главного фасада. С правой стороны находится блок входной группы, он ничем не украшен, увенчан карнизом, переходящим на боковой фасад. Левая часть главного фасада, напротив, имеет богатую пластику: здесь и эркер, и междуэтажный карниз, который загибается на левый боковой фасад. – рассказала Анастасия Приходько нашему корреспонденту. – Как же сохранить силуэт и соединить светом воедино главный и боковые фасады? Справа мы установили светильники на верхнем карнизе и направили свет вниз, а слева – между этажами стеклом вверх. Сейчас решение выглядит органичным, но при согласовании оно вызвало множество споров. Асимметричное освещение неожиданно естественным образом вписалось в общую архитектурную композицию».
В рамках проекта было реализовано несколько интересных идей. Одна из них – прием контрастности, когда все выступающие части фасада – эркеры на третьем этаже, ризалиты по всей высоте здания – темнее и контрастнее западающих частей здания. Таким образом визуально выстраивается плановость и значимость: дальше-ближе, важно-второстепенно.
«Было непонятно, как равномерно залить светом середину особняка. Для этого на балконе за балюстрадой мы сделали специальную конструкцию, где установлены линейные светильники. Со стороны улицы ее не видно, эксплуатировать балкон она также не мешает (проверено балансодержателем). Это позволило реализовать заливающий свет второго и третьего этажей. Все светильники маломощные от 6 до 15 Вт, что не совсем традиционно для городского освещения. Мы использовали антислепящие аксессуары и кронштейны индивидуального изготовления, чтобы добиться нежного парящего эффекта и избежать слепящего действия», – пояснила Анастасия Приходько.
При работе с объектами культурного наследия остро стоит вопрос сохранности дневного вида здания. Ведь современный светильник на «теле» сооружения – чужеродный и нежелательный элемент, требующий маскировки. Для целостности восприятия картины в светлое время суток все корпуса светильников покрашены в цвет части фасада, на которой они установлены. Отдельно в рамках проектных работ был проработан вопрос покраски осветительных приборов, находящихся на стыке двух цветов. Например, верхние линейные светильники смонтированные вдоль карнизов, окрашены в белый цвет, хотя они закреплены на зеленой части стены. Данный цвет был выбран из-за того, что их видно только под определенным углом и всегда на фоне белого карниза.
Отметим, что архитектурное освещение музея имеет два режима работы: праздничный и повседневный.
Источник: Elec.ru