Светлые мысли об «умных» технологиях
23-24 ноября 2024 г. прошла IX Международная онлайн-конференция по светодизайну «Светлые мысли». В ее работе принял участие и корреспондент Elec.ru. В данном обзоре будет рассказано о докладах, в которых так или иначе затрагивалась тематика «умного» освещения.
Организатором мероприятия выступила школа светодизайна LiDS School (Москва). Модератором конференции был руководитель LiDS Studio, член МКО, IALD и LDA Сергей Сизый (Минск, Беларусь).
В своем докладе «Актуальные вопросы интерьерного освещения» Сергей Сизый обрисовал свое видение данного направления в светодизайне. Инновации в светодизайне касаются преимущественно коммерческой недвижимости, а также элитного жилья. Виды коммерческой недвижимости, по которым прогнозируется рост строительства: многофункциональные центры (имеются в виду комплексы, состоящие из зданий различного назначения), транспортно-пересадочные узлы, бизнес-центры класса А, гостиницы и другие туристические объекты. В торговле будут развиваться в основном магазины новых для России брендов, которые несут за собой культурные традиции своих стран. Задача светодизайнеров – адаптировать их под российские реалии.
По словам Сергея Сизого, нередко производители представляют любой светильник с регулируемой цветовой температурой как решение в области «человекоцентрического» (Human Centic Lighting, HCL). Но HCL охватывает не только возможность изменения цветовой температуры. Понятие HCL более глобально, оно основывается на пирамиде потребностей человека. В рамках его концепция освещения строится от базовых потребностей – создания здоровой световой среды. Далее ставится задача обеспечить безопасность, проще говоря, освещение должно быть таким, чтобы нигде не споткнуться и не травмироваться. На следующем уровне пирамиды – освещение, ориентированное на утилитарные задачи. Такое освещение требует зонирования и серьезного внимания к нормам по видам зрительной деятельности. Далее идут создание иерархии пространства и привлечение внимания к объекту. Еще выше стоят эмоциональное восприятие и брендинг. На вершине пирамиды – возможность самовыражения с помощью освещения.
Важно понимать, что понятия HCL и «биодинамическое освещение» не являются синонимами. Биодинамическое освещение является одной из составляющих HCL. Первый в России проект биодинамического освещения был реализован в 2017 г. LiDS Studio. Им стал бизнес-центр «Павловский» в Москве.
Сергей Сизый привел в качестве примера комплексного подхода к HCL технологию LED Window. Там не просто реализовано биодинамическое освещение, но и имитируется поступление солнечных лучей через окно.
По прогнозам Сергея Сизого, все большую роль в светодизайне будут играть медиаповерхности (медиафасады, медиаэкраны и т. п.) Это тоже работа со светом, и она должна быть интегрирована в общую концепцию светодизайна объекта.
Глава российского представительства австрийской компании ERCO Роман Мильштейн (Москва), похоже, достаточно сдержанно относится к биодинамическому освещению. Да, ERCO выпускает такие системы. Но нужно иметь в виду, что у них ниже светоотдача. Проще говоря, там, где использовался один обычный прожектор, нужно ставить два биодинамических. Это несколько идет вразрез с современной тенденцией на энергосбережение. Борьба за снижение энергопотребления имеет множество сторонников, и это может стать препятствием на пути внедрения биодинамического освещения. Тем не менее, если говорить только об регулировании оттенка белого, то, по мнению Романа Мильштейна, оно может применяться в отдельных элементах подсветки для большей художественной выразительности.
Ольга Рыбкина (Санкт-Петербург), инженер-светотехник концепций компании aledo, рассказала о применении системы на основе протокола DMX512 при реализации проекта освещения спортивного объекта - студии Hot Yoga 36. Утром освещение имеет более холодный оттенков, чтобы взбодриться, а вечером оттенок освещения становится более теплым – это должно оказывать успокаивающий эффект. Применяется светодиодная лента, расположенная за натяжным потолком. Управление лентой осуществляется построчно, что позволяет реализовать горизонтальные градиенты, например, имитируя закатные градиенты. Эта система может использоваться и для реализации других световых эффектов, в том числе и непосредственно связанных с выполняемыми упражнениями.
Артем Воронов (Москва), руководитель студии светодизайна LightLab.online, член LDA, рассказал об опыте создания концепций освещения для фасадов городских зданий в Калининграде. Особенностью этого города является наличие там старинных немецких зданий, строений советской эпохи, а также современных домов, стилизованных под немецкие. При реализации светотехнических проектов в Калининграде LightLab.online использует оборудование местных производителей.
Распространенной ситуацией является то, что клиенты начинают работу со светодизайнером, ставя ему задачи по освещению конкретных объектов. В то время, как изначально следует определить общую концепцию освещения комплекса зданий. Особенно это важно для Калининграда, где необходимо обеспечить сочетание различных стилей с помощью светодизайнерских приемов. В то же время, у заказчиков нередко отсутствует понимания, что действовать надо именно в этой последовательности. И это нормально – заказчик и не должен быть специалистом по светодизайну. Артем Воронов рекомендует убеждать заказчиков, отталкиваясь от проблемы светового загрязнения. Если не разработать единую концепцию светодизайна, то подсветка в одном здании будет мешать жильцам других домов.
Именно в рамках единой концепции светодизайна можно вводить светодинамические эффекты. Например, в одном из проектов (находящемся пока в стадии реализации) светодизайн подчеркивает мысль, что жить надо «здесь и сейчас». Данное высказывание подчеркивается пульсирующей линией в архитектурной подсветке.
Знаковым проектом для города стала реализация архитектурной подсветки администрации Калининграда в 2023 г. На здании были установлены осветительные приборы с регулируемым цветом. Благодаря этому по государственным праздникам здание окрашивается в цвета триколора. При необходимости под конкретные события возможны и другие сценарии подсветки.
Докладчик отметил, что при работе со старинными зданиями нужно быть очень аккуратным с заливающей подсветкой стен. При неправильном использовании она может подчеркнуть кривизну стен и дефекты в кирпиче или отделке. В итоге здание выглядит неаккуратно. Проблема обычно решается очень просто – нужно немного увеличить расстояние от прожектора до стены. Практический опыт показывает, что даже 10 см зачастую способны полностью изменить ситуацию. Данный подход позволил обеспечить качественную подсветку в том числе и на здании администрации.
В Калининграде еще многое предстоит сделать в области светодизайна городской среды. Поэтому LightLab.online делает сейчас проекты в «поточном режиме». Ускорить процесс проектирования и снизить затраты позволила технология визуализации, разработанная Артемом Вороновым. Он доработал несколько вариантов кистей для графического редактора. Потом была под заказ была разработана оптика для светильников, обеспечивающая распределение света, идентичная линиям, которые рисуются данными кистями. В итоге дизайнеру достаточно провести кистью по изображению здания, чтобы увидеть, какое световое пятно будет давать установленный на нем светильник. По итогам такого своеобразного мокапа выбираются конкретные варианты светильников, которые потом устанавливаются на объекте.
Руководитель Студии «Ю», член LDA, Олег Юрченко (Нижний Новгород) выступил с докладом, посвященным введенному с 1 ноября этого года предварительному национальному стандарту ПНСТ 927-2024 «Приборы осветительные, источники света электрические. Метод определения индекса точности цветопередачи». Напомним, что ПНСТ могут действовать не более трех лет. В течение этого срока они должны быть заменены на постоянный ГОСТ, если станет понятна необходимость в такой замене. Применяемая сейчас методика оценки CRI на основе определения значения Ra устарела и не соответствует современному уровню развития источников света. Поэтому за рубежом активно внедряется американский стандарт IES TM-30-15, вводящим, наряду с показателем точности цветопередачи Rf, еще и насыщенность Rg. При этом Rf оценивается по более точной методике, чем прежний Ra.
В ПНСТ 927-2024 по-прежнему предлагается оценивать только точность цветопередачи, без учета насыщенности. Тем не менее, сделан определенный шаг вперед – на смену Ra пришел показатель Rf, методика его определения в целом идентична TM-30-15, но есть небольшие различия в коэффициентах в некоторых формулах.
Пока нет достоверных данных о том, зачем потребовалось менять коэффициенты в стандарте, фактически ставшим уже международным. А вот для отказа от изменения Rg можно найти объяснение – это показатель во многих применениях не играет значительной роли. В любом случае, это лишь предварительный стандарт, и над ним следует поработать всему светотехническому сообществу.
Конференция показала, что системы «умного света» все шире используются для обеспечения привлекательности объектов и повышения визуального комфорта. В то же время, по мнению корреспондента, следует продолжить совершенствование нормативной документации, определяющей целевые показатели. Например, при оценке экологичности проектов по-прежнему главным показателем является энергопотребление. Но, если брать понятие экологии шире, то системы HCL должны использоваться в современных зданиях, пусть даже ценой небольшого снижения энергоэффективности. Кроме этого, для оценки комфортности освещения, особенно в биодинамических системах, необходимы критерии оценки цветопередачи, соответствующие современным реалиям. Слаженная работа специалистов позволит более точно сформулировать задачи для государственных регулирующих органов. Проведение конференций среди светодизайнеров будут способствовать организации такой работы.
Источник: Алексей Васильев / Elec.ru