Современный светодизайн требует «умных» систем управления: по итогам первой конференции LDA
Ассоциация светодизайнеров LDA была создана чуть больше года тому назад. Знаковым событием для нее стала первая открытая конференция по светодизайну, прошедшая в Москве 26 мая 2024 года. О своем видении проблем, обсуждавшихся на мероприятии, рассказывает посетивший конференцию эксперт-консультант проекта «Умный свет» Алексей Васильев.
Открыл мероприятие президент LDA, член международных ассоциаций IALD и CIE, известный светодизайнер Сергей Сизый. Состав участников конференции сразу задал высокую планку. Модератором выступил эксперт Государственной Думы РФ и Совета Федерации РФ Рашид Артиков. Среди докладчиков на конференции были ведущие российские светодизайнеры, владельцы и топ-менеджеры светотехнических компаний.
Многие выступления на конференции касались двух важных вопросов. Первая из них – использование в светодизайне различных значений цветовой температуры. Вторая – борьба с излишне ярким освещением на улицах города там, где это не нужно. Надо отметить, что оба вопроса непосредственно связаны с экологией. Слишком «холодный» оттенок белого привлекает к светильнику насекомых, в результате они гибнут, из-за этого разрушается пищевая цепочка, так как насекомыми питаются птицы. Излишнее освещение даже теплого оттенка также разрушает баланс в природе. К тому же, оно мешает нормальному сну людей. Наконец, никто не отменял и задачу экономии электроэнергии, для чего требуются «умные» технологии управления освещением.
Здесь можно отметить доклады Екатерины Космыниной (LiDS Studio) «Освещение для умного города», а также Ксении Осипенко и Максима Реунова (ГК «Церс») «Новый взгляд на ночную экосистему при создании комфортной городской среды. От идеи до реализации» . Большой интерес у аудитории вызвал доклад Олега Юрченко («Студия Ю», ННГАСУ) «Особенности освещения исторических территорий», в котором он рассказал об уникальном опыте организации подсветки старинных достопримечательностей Нижнего Новгорода. Это особенно актуально в связи с развитием внутреннего туризма, как и уникальный проект, о котором Константин Кучмистый (студия Story Light) рассказал в своем докладе «Освещение японского сада». В парке «Краснодар» организован самый большой японский сад за пределами Японии. Для его освещения предусмотрены несколько сценариев, в зависимости от сезона.
Другое направление, активно обсуждавшееся на конференции – музейное освещение. В частности, Алена Осина (Being Light) представила реализованный проект освещения Музея декоративно-прикладного искусства в Москве. Экспозиция музея разбита на пять разделов, каждый из которых привязан к определенному взаимодействию сил природы. Для каждого раздела было найдено свое индивидуальное решение, характеризующееся цветовой гаммой стендов, а также цветовой температурой освещения.
Анжелика Литвинова (Aledo) провела мастер-класс «Осваиваем горизонты музейного освещения». Во время этого мастер-класса было наглядно показано, как на субъективное восприятие картины влияет цветовая температура освещения. На правильный выбор цветовой температуры определяется как сюжетом картины, так и условиями, в которых художник ее писал (при свечах, в свете лампы накаливания, на открытом воздухе и т. п.)
Стоит также отметить мастер-класс «Имитация естественного света», который провела Анна Браткова (LiDS Studio). Его участники познакомились с практическим применением системы LED Window, позволяющей имитировать естественный свет в помещениях, где не предусмотрены окна. В основе системы лежит принцип биодинамического освещения.
В различных по тематике докладах прослеживалась общая мысль – при разработке проекта освещения во главу угла должна ставиться задумка светодизайнера. И уже ей подчиняется техническая реализация. Но, как показывает практика, иногда техника не поспевает за светодизайном. Причем речь не идет о безграничном полете фантазии, трудности могут возникнуть на уровне настройки оборудования, чтобы не очень сложная подсветка выглядела красиво. В докладах на конференции неоднократно отмечалось, что даже при самой совершенной методике расчета все равно приходится настраивать оборудование на месте. Иногда для этого применяются методы, которые использовались еще в позапрошлом веке – уменьшение апертуры и установка светофильтров. Естественно, они снижают светоотдачу, что не приветствуется в наше время, характеризующееся тотальной заботой об энергоэффективности.
Широкое распространение технологий «умного света» позволяет диммировать светильник и менять оттенок его свечения в процессе настройки оборудования на конкретном объекте. При этом энергоэффективность системы освещения не снижается. Появляется возможность подстраивать световой поток светильников по мере их старения, благодаря чему можно уменьшить запас по световому потоку при проектировании. Для людей, проживающих рядом с освещаемым объектом, это означает комфортный уровень освещенности. Наконец, пример с японским садом в парке «Краснодар» показывает, насколько эффективным может стать изменение сценариев освещения в зависимости от времени года. Для этого также требуется применение технологий «умного» освещения.
Новые возможности открывает применение «умного света» и в музейной деятельности. Если речь идет только о диммировании светильников, то здесь возможно использование и аналоговых решений, если музей небольшой и сигнал передается на несколько метров. Но уже изменение цветовой температуры потребует использования цифровых протоколов. Светильник или прожектор, в котором можно дистанционно менять световой поток, а также оттенок белого свечения – очень ценная инновация для музеев. При смене экспозиции не нужно менять осветительные приборы, достаточно перенастроить уже имеющиеся.
В то же время, современные технологии управления освещением – это инструмент, с которым надо уметь правильно обращаться. В том числе и специалистам, чей основной профиль деятельности связан с решением чисто дизайнерских задач. Проект «Умный свет» в доступной форме рассказывает о современных цифровых технологиях управления освещением. Поэтому его можно рассматривать как ценное методическое подспорье для современного светодизайнера.
Источник: Алексей Васильев, Elec.ru