Современные подходы к праздничному освещению в городах
Праздничное освещение играет большую роль создании имиджа и бренда города. Оно привлекает внимание не только жителей и туристов, создавая красивую картинку, но также и инвесторов, тем самым оказывая положительное влияние на экономическую ситуацию того или иного населенного пункта. Управляющие структуры городов понимают, что праздничное освещение – это не только про красоту, но и про бизнес.
Однако, такой вид освещения часто носит временный характер и имеет ряд недостатков. Во-первых, оно требует значительных затрат на закупку, монтаж, демонтаж, хранение и обслуживание. Во-вторых, в большинстве случаев временное освещение имеет непривлекательный дневной облик. Еще одна важная проблема – праздничное освещение остановилось с точки зрения развития идей. Обсуждение этого вопроса прошло на конференции «CityLight – привлекательный город – в СВЕТЕ комфортной городской среды» в Санкт Петербурге. О современных подходах к данному типу освещения рассказал директор Студии светодизайна LiDS Сергей Сизый.
Сегодня большинство городов России стали заложниками архаичной триады украшений: консолей, растяжек и фигур из гирлянд. По мнению Сергея Сизых, такие изделия имеют низкую художественную ценность. В ходе выступления спикер выдвинул несколько подходов, которые можно использовать в качестве альтернативы на переходный период, пока не разработана новая концепция для праздничного освещения российских городов.
Основная идея современного подхода
Идея современного подхода к празднику – направить бюджет на улучшение стационарных городских осветительных объектов, расширив их технические возможности для создания разных сценариев освещения. Концепция зародилась около 10-ти лет назад на заре популяризации ARGB оборудования, позволяющего менять оттенки света. Изначально идею подхватили архитекторы для освещения фасадов, затем к ней подключились специалисты по ландшафтному дизайну.
Один из удачных примеров – улица Никольская в Москве, где между домами растянута трехмерная инсталляция, работающая круглый год. К подобному решению можно добавить тематические фотозоны, композиции на окнах, причем не только в магазинах, а практически в любых, выходящих на улицу, перфорированные световые скульптуры, которые создают приятный вид даже днем, самосветящиеся объекты. В целом, город может создавать конкурс световых инсталляций и световые фестивали, привнося новые идеи в украшение и благоустройство территорий.
Фасадное и проекционное освещение
Чтобы использовать фасадное и архитектурное освещение в праздничное время, желательно комбинировать разные виды освещения, использовать системы диммирования и цветодинамическое оборудование.
Ещё одним направлением является проекционное освещение. Главное преимущество заключается в том, что оно позволяет быстрее и проще добиться эмоционального отклика от зрителя, нежели другими приемами. Такое освещение уже приравнивается к искусству. Чтобы проекционное освещение могло трансформироваться в праздничное, необходимо обеспечить сменяемость гобо-фильтров и слайдов, а также возможность автоматического изменения сценария. В идеале – стремиться к видеопроекции.
Рекламное освещение
Нельзя недооценивать роль рекламного освещения в общей картине восприятия облика города. Однако зачастую реклама на медиафасадах используется для продвижения товаров и услуг, что может не соответствовать праздничному настроению. По-хорошему они могут использоваться городом в контексте абстрактного или социального контента в праздничные дни, если их объединить в некую полноценную визуальную систему и ограничивать цветовую гамму в определенные праздники.
Ландшафтное освещение
Ландшафтное освещение позволяет создавать красивые и гармоничные композиции, подчеркивать красоту природных объектов. Для праздничного сценария можно поэкспериментировать с выключением утилитарного освещения. Например, такой прием был использован на площади Металлургов в Череповце. В пешеходных пространствах это допустимо. Также в ландшафте, помимо освещения кустарников и дорожек, нужно использовать световые инсталляции, проекционное освещение, освещение водных объектов и архитектурных форм. Большинство городских объектов должны рассматриваться в качестве потенциальной инсталляции. При этом самым лучшим развитием станет работа с авторскими скульптурами, за каждой из которых должно стоять имя конкретного художника, что позволит создавать имидж города.
Световые фестивали
Световые фестивали являются отдельным направлением праздничного освещения. Они позволяют объединить усилия разных городов и, возможно, стран, обменяться опытом и идеями, а также создать яркие и запоминающиеся события, привлекая турпоток.
Итоги
Важно понимать, что реализация концепции праздничного освещения требует тщательного планирования и координации усилий разных организаций. Это позволит создать гармоничное и красивое освещение, которое будет радовать жителей и гостей города.
Источник: Elec.ru