Совместный информационный проект:

Планирование световой среды городов: мировые тенденции и российские реалии

В современном мире города стремятся к созданию гармоничной и привлекательной атмосферы. Одним из инструментов для достижения этой цели является планирование световой среды. В России, как и во всем мире, световое планирование развивается, но со своими особенностями и проблемами.

О современных способах планирования световой среды городов рассказала светодизайнер инженерной компании QPRO Юлия Любакова в рамках конференции «CityLight-2024».

Юлия Любакова
Юлия Любакова

История возникновения световых мастер-планов

Идея о том, что световую среду в городе нужно структурировать, подчинить единому замыслу, – не нова. Во Франции еще в 60-х годах прошлого столетия появились первые проекты, так называемые протодизайн-коды, в которых учитывалось зонирование территорий светом с помощью уровня освещенности, различий во внешнем виде светильников и высоте установки осветительного оборудования. Позже взгляд на свет трансформировался, стали появляться комплексные проекты. Одним из первых считается световой план города Лион (Франция) 1989 года.

Далее по мере развития светотехники и светодизайна, ближе к началу 21-го века в мире сформировались три важные тенденции:

  • палитра световых инструментов расширилась и стала более доступной, в результате чего среда городов активно насытилась разнообразными световыми решениями;
  • роль художественно-выразительных сил света усилилась, вечерний облик стал важным инструментом в развитии туристического потенциала городов, территориального брендинга и городской идентичности;
  • стали подниматься вопросы энергопотребления, влияния искусственного света на здоровье человека и на другие живые организмы.

В России эти три вектора также развиваются, однако последний – экологический – не очень силен.

Важным фактором стимуляции по созданию световой среды стало появление госпрограмм по улучшению качества городских пространств. В рамках этих программ разработаны проекты по комплексному благоустройству, куда включен раздел «освещение». Он достаточно сжатый и, как правило, разрабатывается непрофильными специалистами, поэтому он не может полностью ответить на вопрос, каким должно быть освещение в городе, и как оно должно развиваться.

Из-за специфики света и всего того, что с ним связано, формируются отдельные документы. В первую очередь, это световой мастер-план и световой дизайн-код.

Мастер-план – это комплексный документ, который содержит в себе целостный взгляд на город, описывает все виды освещения: не только их стационарное состояние на ближайшее будущее, но и перспективу развития.

Дизайн код описывает параметры отдельных видов освещения и может быть как частью мастер-плана, так и самостоятельным документом.

Большим минусом этих решений является то, что на территории РФ они не имеют никакого правового статуса.

Инструменты светового планирования из мировой практики

В мировой практике планирование световой среды городов включает в себя несколько ключевых тенденций:

  • Инфраструктура темноты – это инверсия светового мастер-плана, подход, при котором выделяются зоны, где света должно быть меньше или совсем не должно быть, например, природные территории. Также тщательно анализируются те части города, где есть активная ночная жизнь. В соответствии с этим четко разрабатываются режимы освещения и схемы того, как должна развиваться темнота в городе. Впервые концепция была применена в городе Ренн (Франция). Также подход был использован в новой редакции светового мастер-плана Женевы в 2019-2021 годах.
  • Закон о предотвращении светового загрязнения. В Южной Америке в 2012 году был принят закон, который регулирует освещенность в разных зонах города и вводит ограничения на использование медиафасадов. Он также предусматривает внедрение интеллектуальной системы управления городским освещением.

Итоги

Планирование световой среды городов является важным инструментом для создания гармоничной и привлекательной городской среды. В России это направление развивается, но есть проблемы с реализацией проектов и отсутствием единой структуры документов. Это может снижать качество проектов и дискредитировать инструмент светового планирования в целом. По мнению Юлии Любаковой, для решения этих проблем необходимо повысить заинтересованность местных властей в реализации проектов по планированию световой среды городов, а также разработать единую структуру документов, которая будет учитывать специфику каждого города. Это позволит создать более гармоничную и привлекательную световую среду.

Источник: Elec.ru

Получить консультацию специалиста

Спасибо!

Ваш вопрос отправлен консультанту