Информационный проект:

На форуме «Свет для человека» обсуждались проблемы освещения в образовательных учреждениях

С 17 по 18 октября 2024 г. в Санкт-Петербурге прошел Первый Международный форум «Свет для человека». На этом мероприятии обсуждалось множество разных вопросов, связанных со светом в нашей повседневной жизни. Но особенно большой интерес вызвала дискуссия «Свет в образовательной среде. Адаптация решений». И это не удивительно – речь идет о будущем нашей страны, о том, кто будет развивать ее экономику в ближайшие десятилетия. Ведь от качества освещения в учебных классах и аудиториях зависит не только уровень знаний, но и здоровье подрастающего поколения. Модератором дискуссии выступил Алексей Виноградов, председатель АНО «Честный Свет», руководитель организации «Северное Сияние»

Роман Михайлов, собственник производственной компании «Современный Свет», собственник группы компаний: «Передовые Энергетические Решения», первый-вице президент и руководитель комиссии по энергетике «Новая Формация» рассказал о параметрах, от которых зависит визуальный комфорт. В частности, он отметил важность такого параметра как коэффициент пульсаций светового потока. Да, для образовательных учреждений он в нашей стране ограничен значение 10%. Но существующие методы оценки данного параметра несовершенны и нуждаются в доработке. В результате есть разночтения в оценке коэффициента пульсаций при разных методиках измерений, что ставит производителей в неравные условия. При этом разница между дешевыми и дорогими светильниками как раз заключается в реальном уровне пульсаций.

Докладчик отметил, что решить проблемы с освещением в школах установка новых светильников на основе энергосервисного контракта. Компания «Передовые энергетические решения» занимается этим с 2014 г. Школа ничего не платит установку светильников, т. е. нет необходимости экономить при закупке. Срок энергосервисного контракта обычно составляет 5-7 лет. Для энергосервисной компании важно, чтобы светильники работали надежно как минимум в течение этого промежутка времени.  Серьезной проблемой для нее может стать проверка школы на предмет соответствия нормам СанПиН по части освещения, если по ее итогам придется менять светильники. Поэтому для энергосервисных контрактов сейчас отбирается оборудование проверенных компаний, уже накопивших большой опыт в его производстве. Это, по мнению Романа Михайлова, дает определенные гарантии качества. При этом руководители образовательных учреждений не должны бояться сложностей с ведением бухгалтерии при реализации энергосервисных контрактов. В современном российском законодательстве детально прописаны все вопросы, касающиеся энергосервисных контрактов в организациях, финансируемых из бюджета. Проблем с бухгалтерией возникать не должно.

А что будет по окончании 7 лет, когда энергосервисный контракт закончится? Дело в том, что и в период действия контракта светильники могут иногда выходить из строя, но стоимость ремонта должна быть минимальной. Поэтому энергосервисные компании выбирают продукцию, отличающуюся ремонтопригодностью. В частности, в них можно легко поменять драйвер. Такую замену клиент может после завершения контракта организовать самостоятельно, значительно продлив ресурс светильника (обычно светодиоды служат дольше, чем драйвер).

<b>Станислав Лермонтов</b>
Станислав Лермонтов

Ради повышения долговечности в светильниках, используемых для реализации энергоконтрактов, светодиоды работают при пониженных токах. Докладчик высказал мнение, что это, помимо прочего, приводит к повышению индекса цветопередачи, сославших на результаты измерений. Станислав Лермонтов, член рабочей группы «Радиоэлектронная продукция» по каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (КТРУ) при Минфине РФ, частично подверг сомнению данное утверждение. При изменении тока через белый светодиод длина волны синего кристалла, являющегося его основой, не меняется. Тем не менее, Станислав Лермонтов согласился, что данное явление существует, но природа его совсем иная. При «разгоне» параметров светодиодов за счет работы при повышенном токе происходит ускоренная деградация люминоформа. И именно этот фактор со временем способен приводить к ухудшению цветопередачи.

На вопрос корреспондента Elec.ru к Роману Михайлову об объемах и проникновении энергосервисных контрактов в регионы, докладчик ответил, что его компания активно работает на этом рынке в Приволжском федеральном округе, где реализовано множество проектов. Также проекты реализуются в Центральном и Северо-Западных федеральных округах, «что-то реализуем и в Уральском федеральном округе». При этом все светильники, выпускаемые фирмой «Современный Свет», идут в энергосервисные контракты. Есть областные центры, полностью охваченные энергосервисными контрактами компании «Передовые Энергетические Решения». Докладчик оценил объем энергосервисных услуг по всей стране, оказываемых всеми компаниями в области освещения, в более чем 9000 контрактов за все время такой практики. 

Татьяна Балтрукова, заведующая кафедрой гигиены условий воспитания, обучения, труда и радиационной гигиены, доктор медицинских наук, профессор, специалист в области радиационной гигиены и гигиены труда уделила основное внимание в своем докладе особенностям зрения детей и подростков. Когда ребенок рождается, то у него изначально еще не сформирован навык восприятия визуальной информации. Это свойство формируется в последующие годы, вплоть до возраста 20 лет. Поэтому дошкольное и школьное образование – это не только получение знаний, но и формирование восприятия визуальных образов. Поэтому важно на протяжении всего обучения обеспечить качественную визуальную среду.

С точки зрения гигиены к освещению сейчас предъявляются следующие требования. Во-первых, это достаточный уровень освещенности, который зависит от характера выполняемой зрительной работы. Во-вторых, индекс цветопередачи. Он зависит от назначения помещения. Например, в классе художественного рисования цветопередача должна обеспечиваться на более высоком уровне. В-третьих, равномерность освещения. Этот параметр напрямую связан с восприятием цветов. Если ученик переводит взгляд из хорошо освещенного места в место с недостаточной освещенностью, то на какое-то время он там не различает цвета. В-четвертых, отсутствие теней на рабочих поверхностях. В-пятых, отсутствие эффекта слепимости. Далее следует отметить такие параметры как близость спектра источника света к солнечному, низкий уровень пульсаций, а также низкий уровень акустического шума от светильника. Проблема с акустическим шумом характерна для люминесцентных светильников с электромагнитным балластом.

Следует также учитывать возраст детей и состояние их здоровья. Для помещений, где обучаются дети, имеющие проблемы со здоровьем (в частности, со зрением), уровень освещенности должен быть повышен. К сожалению, возраст детей никак не учитывается в нормах по освещению для школ, а для того, чтобы для класса были обеспечены особые условия освещения, он должен быть официально оформлен как специализированный класс для детей с проблемами здоровья. Кроме этого, зачастую не совпадают нормы в различных официальных документах. Действующие нормы недостаточно полно регламентируют параметры освещения в классах, где дети работают с компьютерами. Обычная практика – сначала в помещении проектируют и устанавливают освещение, как для обычного класса, и только потом уже там ставят компьютеры. Особенно серьезная проблема – освещение в том месте класса, где установлена интерактивная доска, на это зачастую вообще не обращают внимание.

По данным Татьяны Балтруковой, классы большинства российских школ освещаются потолочными люминесцентными светильниками. Использование светодиодов в школах не запрещено. Но надо понимать, что для большинства светодиодных светильников есть проблема высокого уровня синего цвета в излучении, что не очень хорошо для детского организма. Наиболее распространенная сфера использования светодиодов – настольные лампы. Но при этом в учебных классах школ официально запрещено использовать одновременно источники света разной природы.

<b>Светлана Рослякова</b>
Светлана Рослякова

Светлана Рослякова, кандидат технических наук, доцент и учёный Университета ИТМО, исследователь в области влияния искусственного освещения на психофизиологическое состояние человека рассказала о современном уровне науки в области освещения школ. По мнению Светланы Росляковой, надо оценивать не просто уровень освещенности и его равномерность, а яркость объектов в поле зрения школьника. Но реализовать такой подход пока на практике невозможно из-за отсутствия соответствующего оборудования, пригодного для массового применения.

При разработке освещения школ нужно искать баланс между возбуждением и релаксацией. С одной стороны, освещение должно способствовать большей активности школьников, чтобы они лучше усваивали материал. Но, с другой стороны, излишне возбуждение детей – это тоже проблема для педагогического процесса. В ИТМО проводились опыты на взрослых, чтобы определить влияние освещенности и цветовой температуры на работоспособность людей. Научная группа проводила опыты только на взрослых, поскольку разрешение на участие детей в экспериментах очень сложно получить юридически. В этих опытах было показано, что при теплом оттенке освещения выход человека из стрессовой ситуации ускоряется. Но при этом постоянно находиться при теплом оттенке освещения для испытуемых, которые при этом работают, оказалось некомфортно. Холодный оттенок освещения повышает работоспособность, но у испытуемых накапливалось утомление. Опыты показали действенность биодинамического освещения, когда цветовая температура и уровень освещенности меняются во времени.

<b>Освещение в школе должно
побуждать учеников к большей активности, но при этом не приводить к излишней
возбужденности, мешающей учебному процессу</b>
Освещение в школе должно побуждать учеников к большей активности, но при этом не приводить к излишней возбужденности, мешающей учебному процессу

При этом следует обратить внимания на исследования, проведенные за рубежом. В Швеции провели анализ жалоб учащихся на проблемы с усвоением материала при пасмурной погоде, особенно в утренние часы. Было экспериментально обнаружено, что этим можно бороться следующим образом. Утром цветовая температура освещения повышается. А вот во второй половине дня нужно увеличивать не цветовую температуру, а уровень освещенности в классах. После введения такого биодинамического освещения в школе, участвовавшей в эксперименте, количество жалоб уменьшилось.

При внедрении биодинамического освещения в российских школах предстоит решить две проблемы. Во-первых, чтобы получить разрешение на использование таких систем, нужны эксперименты. С ними ест сложности, потому что нужно получить согласие от родителей всех школьников, обучающихся в помещении с экспериментальной системой освещения. Вторая проблема заключается в том, что биодинамическое освещение стоит значительно дороже обычного.

<b>Елена Аралова</b>
Елена Аралова

Елена Аралова, генеральный директор Архитектурного бюро Ed Architecture, познакомила собравшихся с успешными проекторами реализации освещения в школах. На светильниках в этих проектах не экономили благодаря активным действиям самого архитектурного бюро. К финансированию проектов привлекались как частные инвесторы, так и девелоперы (конкретный механизм не был раскрыт, но из доклада можно предположить, что речь идет о строителях жилых комплексов, обязанных возводить для них социальную инфраструктуру). По мнению докладчика, этот опыт может быть широко использован в стране.

Подводя итоги дискуссии, модератор Алексей Виноградов, отметил, что для внедрения всех предлагаемых мер требуются дополнительные деньги. В то же время, материальные возможности школ по покупке современных систем освещения ограничены. Проблему может решить переход от покупки светильников школами к получению ими услуг по обеспечению освещения. Это позволит избежать значительных начальных затрат и сконцентрироваться руководству учебных заведений не на стоимости светильников, а на их параметрах.

Источник: Elec.ru

Получить консультацию специалиста

Спасибо!

Ваш вопрос отправлен консультанту