Контроль освещенности может способствовать снижению количества ДТП: нормы и методики
Качественное освещение играет важную роль в создании комфортных и безопасных условий для жизни и деятельности человека. Правильно спроектированное и реализованное освещение может снизить количество дорожно-транспортных происшествий, повысить безопасность на производстве и в общественных местах, а также улучшить психоэмоциональное состояние людей.
Однако, в последнее время все чаще возникают ситуации, когда нормы освещенности определены неправильно или не соответствуют требованиям безопасности и комфорта. Это может быть связано с ошибками при выборе нормативных документов, использованием устаревшего или некачественного оборудования, а также с недостаточной квалификацией исполнителей.
О необходимости контроля освещенности для подтверждения соответствия проектным решениям рассказал инженер-испытатель ВНИСИ им. С.И. Вавилова Вячеслав Панин на конференции «CityLight-2024» в Санкт Петербурге.
Для качественного светотехнического проекта необходимо поочередно выполнять следующие задачи:
1. определить соответствующие нормы для объекта;
2. осуществить выбор осветительных приборов, так как на сегодняшний день большое количество светильников не соответствуют своим техническим характеристикам. По статистике, собранной ВНИСИ им. С.И. Вавилова, таких светильников порядка 15%;
3. провести светотехнический расчет и согласно ему произвести монтаж оборудования;
4. осуществить контроль работы осветительной установки, чтобы убедиться в том, что все выполненные до этого шаги были правильными и подтверждают ожидаемый результат.
Проблемы при выборе норм освещенности
На этапе выбора норм есть вероятность столкнуться с некоторыми проблемами. Часто со стороны заказчика или непосредственного исполнителя, нормы определены неправильно. Это является большим упущением, потому что так или иначе большинство нормативных документов лежат в основе научных исследований, которые пытаются определить связь между светотехническими параметрами и их влиянием на человека: его безопасность, комфорт и психоэмоциональное состояние.
Согласно последним исследованиям, при выборе правильных норм во время обустройства освещения над проезжей частью, количество ДТП на таких участках снижается до 30%. Это связано с тем, что реакция водителей повышается, и они лучше различают препятствия. Внутри помещений неправильно подобранный свет влияет на психосоматику человека, ему становится некомфортно работать, и быстрее наступает утомление.
Яркость и освещенность: в чем разница?
По действующим на данный момент документам, нормируются две величины: яркость и освещенность, и их равномерность. Разница понятий заключается в следующем: если говорить про условную поверхность, то освещенность – это значение света, которое упало на данную поверхность, а яркость – то, сколько с этой поверхности отразилось. Если представить две одинаковые поверхности разного цвета, то освещенность будет одинаковой, а яркость – разной.
Методы контроля
Все методы контроля яркости и освещенности работают одинаково. Они бывают стационарные и мобильнее. Стационарные методы контроля предполагают проведение измерений в заранее определенных точках. В мобильных – прибор контроля устанавливается на машине или движущейся платформе, и измерение проводится в движении. ВНИСИ имени С. И. Вавилова имеет свою мобильную установку, которая позволяет быстро проводить измерения яркости больших участков дорог. Эта методика аттестована и внесена в Госреестр методик средств измерений.
Итог
Выполнение всех упомянутых ранее пунктов позволит улучшить качество освещения, что в свою очередь в будущем решит возможные проблемы при проверке и эксплуатации этого освещения, а также обеспечит безопасность и комфорт участников дорожного движения.
Несмотря на то, что все ГОСТы, которые чаще всего требует заказчик, внесены в технический регламент безопасности, последнее время все чаще требуется выполнение не только этих ГОСТов, но и отраслевых методик и рекомендаций. По задумке они могут завышать требования к работе, гарантируя качество, но реальность такова, что эти отрасли, наоборот, противоречат ГОСТам.
На практике первые полосы дорожного полотна освещены хорошо, а дальние – плохо. И по параметру яркости и освещенности все соответствует норме, а по равномерности – нет. Особо часто это наблюдается в сельских поселениях.
Инженер-испытатель ВНИСИ им. С.И. Вавилова Вячеслав Панин порекомендовал в случае получения таких заданий от заказчика, объяснить ему, что при несчастном случае на дороге, эти отраслевые нормы не смогут помочь в доказательстве своей правоты.
Источник: Elec.ru